От эколь (Hаute Ecole)
"HAUTE ECOLE - образно говоря, обозначение наивысшего мастерства в работе с лошадью. Для каждой эпохи эталон, разумеется, разный. В 17 веке это было просто исполнение очень сложных элементов на лошадях, находящихся в состоянии полного сбора.
В 20 и 21 веке вершиной мастерства в работе с лошадью считается исполнение все тех же изобретенных в 17 веке элементов, но уже без любых средств принуждения лошади».
Александр Глебович Невзоров
Лошадь живет рядом с человеком уже очень давно. Однако на протяжении многих тысяч лет люди просто использовали лошадей в своих целях: как источник пищи, как рабочую силу, как военный снаряд, как транспорт. Для этих целей лошадей разводили, выращивали, с помощью уздечек, хлыстов, а позднее и шпор обучали подчинению.
Изменения стали происходить лишь в эпоху Возрождения. Во времена крестовых походов Европа заново открыла для себя труды Ксенофонта. «Только то красиво, что естественно» и многие другие высказывания стали настоящим откровением для средневековой Европы. Эти открытия, а также исчезнувшая необходимость в примитивной рыцарской езде стали для человечества толчком для развития нового вида искусства. Обучение лошади из средства эксплуатации превратилось в цель. Рыцарские турниры постепенно заменялись каруселями, где всадники демонстрировали выезженность своих лошадей. Первые школы, где обучали верховой езде появились в Италии. Однако лошадей обучали там с исключительной жестокостью, сравнимой лишь со средневековой инквизицией. В книге Федерико Гризоне «Правила верховой езды» главным лейтмотивом проходит фраза: «Гоняй её, пока сатана неповиновения не будет изгнан!».
Ещё у Ксенофонта мы находим первые упоминамия о сборе. Но именно мастера Италии первыми обратили внимание на необходимость сбора лошади для работы под всадником, благодаря чему в их арсенале появились такие сложные элементы, как пируэты, каприоли, песады и т.д. Разные мастера открывали все новые возможности лошадей. Но смысл обучения лошади сводился к порабощению – чем бесприкословнее лошадь подчиняется, тем лучше. Достигалось это подчинение механическими средствами. Невероятной строгости мундштуки, шпоры, капцунг, хлыст, дикие коты и злые собаки, огонь, иглы и т.д. Необходимо было полностью подавить волю лошади.
Поскольку в 16 веке итальянская школа работы с лошадью была очень прогрессивна, в Европе она пользовалась большой популярностью. Ученики ведущих мастеров открывали свои школы во всех государствах. Но в самой Италии искусство верховой езды пришло в упадок. Наиболее интересным продолжателем традиций итальянской школы и одновременно основателем новой французской был Антуан де Плювинель. В совершенстве изучив верховую езду в Неаполе, он разработал свою систему выездки лошадей. «Я никогда не видел, чтобы насилием добились от лошади понимания», «Если лошадь сопротивляется, нужно найти причину её неповиновения», - эти и другие его высказывания звучат очень современно. «Лошадь должна чувствовать радость от работы». Кроме того, именно Плювинель первым указал на необходимость «не подавлять естественной живости и привлекательности» лошади. Именно этот принцип по сей день является главным в работе с лошадьми От эколь. Изобретение Плювинеля – пиляры (столбы, между которыми привязывали лошадь) – по сей день используют в Венской испанской школе верховой езды для обучения лошадей пиаффе и школьным прыжкам.
Следующим мастером о котором стоит упомянуть в рамках одной статьи был Франсуа Робишон де ла Гериньер. Современники называли его книги «библией искусства верховой езды». Этот мастер собрал знания, которыми овладело человечество на протяжении своей истории, систематизировал их и довел до совершенства искусство верховой езды.
Отдельно необходимо сказать о величайшем мастере От эколь – господине де Нестьере. Его лошади работали невероятно хорошо, чем снискали огромную славу учителю. Именно де Нестьер в искусстве верховой езды на первое место поставил лошадь и её интересы.
В 18 веке во Франции большую славу снискали две школы: Версальская и Сомюрская. В Версальской школе культивировалось искусство верховой езды, главная задача Сомюрской школы было приспособление искусства к утилитарным потребностям людей. Естественно, после наполеоновских войн интерес к изысканной и утонченной манежной езде упал. Этому также способствовало отсутствие настоящих мастеров От Эколь. Фактически нынешним метрам пришлось собирать знания по крупицам, как правило из фолиантов (письменных источников) отцов-основателей.
Франсуа и Фредерик Пиньон, Силк Валентайн, Гонза Блаха, Марио Люраши – современные мастера От эколь. Они не просто возродили старую школу, вдохнув в неё новую жизнь, но и исключили всякую жестокость в работе с лошадьми. Прежде всего мастера сняли уздечки со своих лошадей, таким образом избавив их от постоянной боли. В 21 веке появилась новая От эколь. От старой остались лишь великолепные по красоте и сложности исполнения фигуры. Исчезло потребительское отношение к лошади. Остались любовь, уважение, понимание. Наибольших успехов в работе лошадей От эколь добился Александр Глебович Невзоров. Он разгадал секрет природного лошадиного сбора. Он научился собирать лошадь без применения каких-либо искусственных средств, без уздечки и железа. Невзоров обучил своих лошадей сложнейшим элементам, используя естественное желание лошади - играть. В игре он добивается уважения, внимания, а затем и понимания. При обучении не используются инстинкты и рефлексы. Каждое свое действие мастер обращает к разуму лошади. Она, прежде всего, должна понять, что от неё хотят. Ни при каких обстоятельствах лошадь не заставляют.
В игре лошадь открывает для себя новые возможности своего тела. Ей это интересно. Именно поддержание интереса лошади – задача мастера. Только после того, как лошадь в совершенстве овладела элементом на свободе, её учитель садится верхом. Никакие средства принуждения не допустимы. Через игру от простых растяжек (кранчей), сидения, испанских аллюров, пиаффе, балансе к сложнейшей высшей школе верховой езды над землей. Крупады и лансады, баллотады, курбет и каприоль, дуз – все эти упражнения требуют от лошади ловкости, умения, силы, которые последовательно развивает в ней От эколь.
|